Президентская опора

- Скажите, какие механизмы существуют для того, чтобы обеспечить преемственность нынешнего курса власти?
- Сегодня президент занимается этим вопросом: он пытается создать политическую систему и так построить политические институты, чтобы обеспечить эту преемственность.
Есть несколько очевидных пунктов. Первый пункт - это парламент, который должен законодательно поддержать принятый курс. И для этого в парламенте партия, поддерживающая президента Путина - 'Единая Россия' - должна иметь большинство, хотя бы обычное, не конституционное.
К тому же 'Единая Россия' должна не просто иметь большинство, и она должна получить это большинство не просто за счет использования выборных технологий. Это должна быть реально серьезная партия, массовая партия, глубоко проникающая в структуру власти, активно и эффективно работающая с населением. Только тогда можно говорить о том, что такая партия, имеющая большинство, действительно является опорой.
Второй пункт - это правительство. Конечно, правительство более легко на подъем, чем парламент, ведь выборы в парламент проходят раз в четыре года, а правительство президент может менять, меняя премьер-министра. И новый президент может это сделать. Тем не менее, правительство сама структура задач, которые стоят перед ним - это тоже элемент обеспечения преемственности. Если перед кабинетом министров стоят ясные задачи, оно решает эти задачи и набирает некоторую инерцию. Если задачи серьезные и действия по решению задач тоже серьезные и активные, то сломать эту инерцию довольно сложно. И это тоже важный элемент преемственности.
Наконец, третий пункт: президентом должен стать человек, разделяющий основные нынешние политические и общественные ценности и разделяющий основные направления политического курса.
- На ваш взгляд, отвечает ли сегодня 'Единая Россия' тем требованиям, которые вы назвали?
- Более или менее. Четыре года назад она была менее способна, чем сейчас.
- Как в контексте сохранения нынешнего курса власти можно рассматривать смену состава правительства?
- Мне кажется, что требуются более серьезные структурные изменения в правительстве и более серьезный масштаб тех задач, которые ставятся перед ним. Но это еще не окончательное мнение. Надо понять, например, как будет работать Минрегионразвития, какие там будут ставиться задачи, как по-новому будет действовать Министерство экономического развития. Пока рано об этом говорить. Но, повторяю, мне представляется, что здесь нужен больший масштаб.