Rambler's Top100 Service

Предстоит выработать философию "равного подхода"

Владимир Плигин
Председатель Комитета ГД по конституционному законодательству и государственному строительству
13 февраля 2008

Из выступления Владимира Плигина, председателя Комитета ГД по конституционному законодательству и государственному строительству на круглом столе 'Стратегия развития России - 2020', 12 февраля 2008, Президент Отель:

 

- Мне бы хотелось сказать несколько слов, касающихся элементов справедливости, справедливого государства и равных возможностей, как одного из тезисов, о которых говорил президент. Я полагаю, что нам ещё предстоит выработать философию того, что называется 'равный подход'. Следует признать, что эта философия, хоть и решительно обозначена, но окончательно ещё не сложилась. Сейчас у нас бытует упрощённое представление о равном подходе, это общая форма общественного сознания, которое ориентируется на распределительное равенство, которое в известной степени имеет право на существование и должно касаться некоего общественного блага. Но границы распределения применительно к каждому обществу возможно определить. Главное предложение равного подхода со стороны государства может относиться в полной мере только к равенству возможностей. На этом и нужно сконцентрироваться. Мы понимаем, что начальные возможности неравны, но государство должно предлагать возможности, которые потенциально реализуемы неопределённым количеством граждан.

Применительно к докладу я бы хотел обратить внимание ещё одну вещь. Появляется необходимость достижения некого общественного договора в определении государства как справедливого. В подходах к этому будет постоянно присутствовать важное допущение, связанное с компромиссом по отношению к государственности переходного периода. Предлагаемое будет компромиссом понимания и признания состоявшихся исторических реалий и пониманием того, что преодоление связанных с ними несправедливостей лежит не в плоскости постоянного возвращения к имевшей место ситуации, не в попытках перенастроить предыдущую ситуацию, а в выработке некой новой модели. Таков исторический анализ. Вернемся к модели, которая предоставляет равные возможности. Принять позицию постоянного невозвращения к истории, признания ее реализма очень важно с точки зрения ориентации на будущее. Цена нового договора согласия будет заключаться в формировании значительного слоя среднего класса. Государство может быть определено как справедливое только при наличии в нём сложного механизма сдержек и противовесов, касающихся всех институтов. В конкретных исторических условиях возможна доминанта отдельного государственного института, на который может быть возложена функция по координации и консолидации усилий по воссозданию и становлению государственности. Однако такого рода доминирование одного государственного института должно быть и предметно и исторически непродолжительно, поскольку основную роль должна играть динамика общества. И поэтому основой общества становится конкуренция, в том числе, за творческий потенциал, а не доминанта того или иного государственного института. Применительно к выкладке философии справедливости, социального равенства, справедливого государства, я хотел бы добавить, что социум, объединённый государством, декларирует, что он даёт возможности своим участникам для самореализации, и именно в этой самореализации видит залог общего успеха. Общественная психология, на которую мы должны ориентироваться, должна быть сформулирована, предметным предложением в соответствии с которым каждому человеку мы говорим, что заинтересованы в его успехе и в нем видим возможность его будущего. В то же время мы должны чётко заявить, что абстрактное переложение ответственности за неуспех на государство и общество со стороны полностью дееспособного участника невозможно и аморально. Для того, чтобы реализовать философию справедливого государства и государства успеха, нам нужно будет заново сформулировать концепцию разделения властей в нем и достаточно чётко её прописать. Нам необходимо сформулировать новую систему открытости государства, чтобы не уголовно-правовые санкции приводили к борьбе с коррупцией и бюрократией. Нам необходимо развитое гражданское общество со свободой прессой. Я бы хотел также обратить внимание на то, что нам необходимо совпадение институтов, принимающих формальные решения, и реальных участников их принятия. Потому что разделённость между ними иногда ведёт к безответственности. Нам необходимо чётко понять оправданность лишь ограниченного и чётко очерченного проникновения государства в частную жизнь. Вот, собственно говоря, из этих принципов и последовательной реализации их в госполитике мы придём к созданию равных возможностей как одной из мотиваций развития общества.

Загружается, подождите...
0